Адам был живым языком Божьим
Священное Писание говорит: на всей земле был один язык и одно
наречие. Адам был живым языком, ходящим непосредственно пред Отцом
Богом. И его наречие было предназначено только для общения с Ним. А
поскольку язык был таков, то и ум, и мышление, и тело, и вся жизнь его
были устремлены только к одной Цели, т.е. Адам был целомудрен и
мировоззрение его — целостно.
Первородный грех молнией расколол разум Адама надвое, и он
заколебался и зашатался, как во хмелю — левая, правая где сторона. Все
ему задвоилось: два мира — два бытия, два языка — два ума: душевный и
плотский. Умирая, Божий язык, Адам — предрек, что на том месте, где его
похоронят, будет распято Слово.
Писание говорит: первый Адам был душею живою, а второй — Христос —
есть дух животворящий. Это означает: душа Адама разговаривала с Богом,
а плоть молчала.
Отсюда следует, что первым языком нашим был душевный и он,
естественно, остался в нас, как душа говорящая. Но после грехопадения
естество Адама раздвоилось — душа с телом. У души появился непримиримый
и вечный конкурент-противник — язык плоти. Святые Отцы потом назовут
это явление мудрованием плоти... После грехопадения Адама плоть стала
трупом, а душа трупоносицей.
Для спасения душ, пораженных грехом, Спаситель дал нам Духа Святаго
общение — даровал слово Свое, новый язык духовный. Вот отныне наше
средство связи со Христом Богом, чрез которое мы можем верно общаться —
молиться, спасаться, исцеляться, воспитываться и вразумляться. Ибо
после Слововоплощения не мы, человеки живем, но слово Божье в нас:
оживляет и строит в каждом храм духа.
К концу ветхозаветной истории плотские страсти совсем помрачили ум
еврейского народа и его язык (связь) с Богом мог оборваться. Сие
означало бы отдать человечество в безраздельную власть дьявола, чего
Господь не допустит никогда.
Потому для спасения всего человечества Бог Отец явил-раскрыл Себя —
Пресвятую Троицу: на землю пришел Бог Сын, за Ним снизошел и Бог Дух
Святый, огненными языками. Благодать Святаго Духа навсегда стала
единственным лекарством, исцеляющим души и удерживающим языки плоти,
чтоб восторжествовал в людях язык духа любви.
Бывший же избранный иудонарод вошел в новозаветную историю как самый
страшный преступник: распял живое Слово Бога и лишился навсегда дара
слова, языка-связи с Ним.
Радость апостола Павла: отныне не я живу, но Христос во мне, —
явилась прозрением: отныне в апостоле не плоть говорит, но Дух Христов,
ставший его спасительным языком. Потому апостол и призывает совлекать с
себя внешнего человека — телесного, то есть глушить в себе голос плоти,
удерживая в узде бешеные языки страстей. Чтоб все больше жить
внутренним — духовным языком. Духа не угашайте, — назидает апостол.
Вот сколь мудро учение св. Матери Церкви о постах, о воспитании тела
самой простой пищей, об исихазме (обете молчания)... Это и есть
единственно правильный образ жизни, направленный на укрепление языка
богообщения. Только таким образом все в человеках сохраняется, и
Божеское, и человеческое.
Нарисуем образ человека благочестивого как живого языка. Все в
естестве праведника: и речь, и поведение, и отношение к ближним, и даже
одежда красноречиво говорит, что пред нами человек Божий. Молится ли на
камне, благословляет ли народ, даже если дает обет молчания... А почему
он таков? Только потому, что живет в нем язык
богомыслия-богообщения-богопознания, как царь в голове, который крепко
держит в узде языки плоти, коих не счесть.
Коль тело наше — храм духа, то храм должен иметь крепкий фундамент,
чтоб вечно стоял на камне веры. И как тело наше всеми токами связано с
родной мать-сырой землей, так родной язык корнями уходит в землю. Вот
древо новозаветного языка от земли до небес.
Так в человеческом естестве стали действовать три языка: от души, от
тела и от духа, но язык духа любви превыше всех. Дух, душа и тело
совместно мыслят, собеседуют, спорят, а речь-то одна выходит в эфир, и
носитель ее по плодам узнается.
О душевных Господом сказано: душевные не разумеют того, что от Духа.
О мудровании плоти и ее языке: плоть желает противного духу. Но вот
звучит для нас ангельская песнь песен о языке духа: Величит душе Моя
Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем. Душа безмолвно
молится, величит, — дух радуется и возносит слова молитвы Спасу, а
плоть молчит.
|